Добавил seakonst 
03 июля 2012 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 1 раз,
всего 1761 раз
Это место в разное время
1975-1979
1975-1979
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x155
500x324
800x518

Трубная площадь

27 июня 1970 года.
Видны два изгиба трамвайных путей; ближний к нам - улавливающий тупик. Это для тех вагонов, которые не смогут преодолеть подъём.
Путей дальше, на Петровский бульвар, уже нет.

Источник: Архив Александра Шанина
Фотограф: Сергей Пирковский
Тэги: Трубная площадь
Мы считаем, что снимок сделан в 1970 году (направление съемки — северо-запад)
14 Комментариев
Cherny  сказал 03 июля 2012, 01:43

Что-то в подрисунке ерунда какая-то. Какой тут улавливающий тупик? Если попытаться загнать в этот "тупик" вагон с отказавшими тормозами, он моментально на бок ляжет. Улавливающий тупик (если б он тут был) был бы прямым, в сторону Петровского бульвара. Здесь - обычное двухпутное кольцо, конечная маршрута А после закрытия участка по Цветному бульвару в 1967, и до закрытия по Сретенскому и Рождественскому в 1971 из-за строительства метро Тургеневская.

xwxw  сказал 03 июля 2012, 08:31

Да, тов.Cherny, улавливающий тупик был, и я могу это подтвердить, т.к. жил там в 50-х годах, и был сделан он в своем нижнем отрезке, как ни странно, из дерева, для плавного торможения, и, естественно, с наклоном вовнутрь, что видно на фото. Стрелка на въезде в тупик была на пружине, и всегда загоняла сползающие трамваи в него. На подъеме висел знак "Осторожно, листопад", и трамваи осенью в листопад иногда не могли преодолеть подъем и скатывались назад, не помогал даже тормоз, управляемый большим штурвалом. О случаях опрокидывания ничего известно не было; обычно скорость сползания была невелика. Ниже путей, если мне не изменяет память, были люки в Неглинку для сброса снега.

Cherny  сказал 03 июля 2012, 15:15

То, что на фото (ближний путь к нам) - обычное трамвайное разворотное кольцо, которое, скорее всего, было тут и раньше, когда трамваи шли и дальше по бульварному (до 1962) и на Цветной (до 1967), и использовалось для технического оборота вагонов (не уверен, что были маршруты с конечной там). То, что вагоны, не могущие преодолеть подъём из-за листопада, закатывались туда, это понятно (непонятно только, что Вы там нашли "из дерева"...) но, если, как написано в подрисунке "вагоны, у которых вдруг откажут двигатели и тормоза", сорвутся с верней точки Рожденствеского бульвара - мало не покажется! Такое было в начале 60х, когда новенькая Татра-2 24 маршрута скатилась без тормозов по Подколокольному переулку (было с десяток трупов), после чего линию закрыли. Скорее всего, линия до Трубной потому и (отчасти) просуществовала в обрезанном виде недолго, что рискованно было - всё-таки, когда линия имела продолжение в прямом направлении, шанс у вагона, сорвавшегося с тормозов, не сойти с рельсов и опрокинуться был несравненно выше, тем более, что старые добрые МТВ, имевшие безоказные аварийные тормоза с механическим приводом (от того самого штурвала) безжалостно вытеснялись полностью электрическими "Татрами".

seakonst  сказал 03 июля 2012, 15:39

Не понимаю, почему вы упорствуете. О том, что ближняя к нам дуга - на разворотное кольцо, а улавливающий тупик, вам говорит очевидец, а мне до этого сообщил А.Шанин, предоставивший фотографию. Специалист по трамвайной Москве, он также, независимо от воспоминаний xwxw, упомянул о подпружиненной стрелке. А дальше - о том, что этого быть не могло - уже ваши фантазии. Вполне возможно, что тупик не был рассчитан на случаи, чтобы трамвай без тормозов скатывался с макушки горы. Про тормоза из подрисунка уберу - это, пожалуй, лишнее. А в случае с листопадом - всё как раз понятно. Поскольку трамваи в то время вынуждены были штурмовать гору без разгона, уже напротив Рождественки было бы понятно, сможет ли вагон преодолеть подъём или нет. "Татры" здесь, к слову, никогда не ходили.

saphir2  сказал 03 июля 2012, 16:54

Где-то я видел фотографию этого тупика крупным планом. То фото было как раз начала 70-х. В тупике не было никаких деревянных сооружений, а просто за поворотом рельсы кончались и дальше шла огороженная площадка с песком или чем-то похожим. В общем-то эта площадка видна и на этом снимке при увеличении, по крайней мере, видно, что рельсы кончаются.

geog  сказал 03 июля 2012, 22:04

Полностью согласен с уважаемым SEAKONST-ом и А.Шаниным.В свое время пользуясь трамваем именно МТВ-82,а не КМ и тем более "ТАТРА",которых и в помине на этом маршруте не было!Поднимаясь по Трубной мы,пассажиры,мысленно напрягаясь подбадривали водителя:"давай,давай,еще поднатужся,и мы взберемся на горку!".А,когда спускался вниз по Трубной,всегда старался сесть в конце вагона и проезжая мимо церквушки,что слева,тихо крестился,как впрочем и другие пассажиры.Но выходя у Цв.Бульвара и посетив магазин НОТЫ,что на Неглинной ул.приобретя очередные опусы,возвращался на тр.остановку и уже не обращая внимания на предыдущие страхи - возвращался домой,благо нотные крючки,приобретенные мной,преобладали над страхом!Господи...как-же МЫ молоды были!

saphir2  сказал 03 июля 2012, 22:33

А разве здесь кто-то говорил о том, что на этом маршруте работали "Татры"? Эти модели были упомянуты только в связи с тем, что они постепенно вытесняли все остальные модели. И если бы данную линию не закрыли, "Татры" непременно появились бы и здесь. А насчет улавливающего тупика... По-моему, это полумера. В том смысле, что она страхует от аварии только поднимающийся в горку трамвай. Трамвай же, спускающийся с горки, не имел даже такой ненадежной страховки. Неужели у него выла меньше вероятность попасть в аварийную ситуацию?

geog  сказал 03 июля 2012, 23:19

Уважаемый saphir2,давайте забудем о "Татрах",я просто помню,когда трамвай МТВ приближался от Сретенки к спуску по Трубной,то горел знак "Т" красного цвета,предупреждающий водителя о повороте тормозного большого колеса до упора,и поверьте,для женщины-водителя,а их было большинство на московских маршрутах,это было очень тяжело!Но...справлялись!Честь им и СЛАВА!

saphir2  сказал 03 июля 2012, 23:37

Да я ничуть не сомневаюсь в героической работе женщин-водителей трамваев на этом сложном участке. Я про другое писал - почему тупик-то только с одной стороны был? Или он с другой стороны был бы неэффективен?

saphir2  сказал 12 июля 2012, 14:58

Единственное разумное обоснование этого тупика - это не пробуксовка и сползание туда моторного вагона, идущего на подъем, а отрыв прицепного вагона от моторного. Это как раз объясняет, почему не было тупика для спускающихся вагонов - прицепные вагоны расположены сзади и оторваться никак не могут.

seakonst  сказал 03 июля 2012, 23:30

Сейчас не вспомню источник, но читал обстоятельную статью, где утверждалось, что "Татру" не пускали на Рождественский из-за того, что она была слишком лёгкая по сравнению с КМ, БФ и МТВ, поэтому имела гораздо больше шансов соскользнуть. Дальше цитирую А.Шанина: "В это время подъем Рождественского бульвара успешно проходили как Краснопресненские поезда БФ+С, так и Кировские КМ+С. Срывы были очень редкими. До 10 августа 1967 года там не было разворотного пути со стороны Рождественского бульвара, а улавливающий тупик был (в документах его официально называли "ловителем вагонов"). Этот разворотный путь был уложен в связи со снятием линии по Цветному бульвару от Самарского переулка до Трубной площади. Окончательно линия была закрыта 15 апреля 1971 года. Татры Т-3 стали работать на этом маршруте только с 11 июля 1971 года". Как видим, они появились сразу после того, как линия укоротилась до Кировских ворот.

geog  сказал 03 июля 2012, 23:47
Комментируемый фрагмент

Я предполагаю,что этот вагончик стоял в качестве дежурного,с бригадой транспортников,хотя это могут быть моими домыслами.

seakonst  сказал 03 июля 2012, 23:51

Думаю, это просто какие-нибудь ремонтники.

xwxw  сказал 03 июля 2012, 20:14

Да, вот из дерева и были рельсы тупика (не рельсы, но нечто наподобие рельсов). Если Вы что-то не знаете, то не значит, что этого не было. Вот Вы могли бы найти в инете: "Конец тупика представлял собой набор мягких деревянных брусьев на уровне рельсов. Скорость неудержавшегося вагона гасилась в мягком дереве." http://forum.nashtransport.ru/index.php?showtopic=21489&st=40