Добавил aznazn 
25 сентября 2009 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 3 раза,
всего 2182 раза
Это место в разное время
1947
1946-1948
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x183
500x382
800x611

Площадь Революции. Трамвай



Фотограф: Н. Кубеев
Мы считаем, что снимок сделан в 1938 году (направление съемки — северо-восток)
5 Комментариев
shchipok  сказал 27 сентября 2009, 11:56

О предложенной датировке (1938): если вглядеться в указатель маршрута на трамвае, то можно увидеть фрагмент названия одной из двух конечных станций – «Калужская». Версия первая (если снимок сделан после 1917 года): если полная надпись «Б. Калужская», то, согласно сайту истории московских трамваев, маршрут №11, который ходил через пл. Революции с 1912 года (тогда эта площадь ещё носила прежнее название – Воскресенская) до 1933 года (с 1935 по 1938 гг. этот трамвай ходил уже через пл. Свердлова, бывшую Театральную, сворачивая с Неглинной на Охотный ряд и Моховую), мог иметь такую надпись на указателе маршрута только в одном году – 1930-ом, потому что в 1931 г. Б. Калужская улица перестала быть конечным пунктом маршрута по причине его продления через Шаболовку до Серпуховского вала (см. http://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-011.htm). Следовательно, датировка снимка должна быть не «от и до», а только 1930-й год. Версия вторая (если снимок сделан после 1917 года): если полная надпись «Калужская застава», то, согласно тому же сайту истории трамваев, маршрут №11 проходил через пл. Революции в 1918-1919 гг., а потом вновь пошёл по этому пути в 1922 г., имея «на лбу» всё ту же надпись 1912 года «Калужская застава». О периоде с 1923 по 1930 гг. в этой таблице – молчок, и по такому «умолчанию» можно сделать вывод, что маршрут в этот период не менялся. Следовательно, в соответствии со второй версией, датировка может быть такая – 1918-1930 гг., причём чисто ТЕОРЕТИЧЕСКИ, поскольку в самом начале 1920-х гг., вскоре после окончания гражданской войны, такого многолюдства не могло быть даже в самом центре Москвы. Лично я почему-то склоняюсь к версии №1 (т.е. к 1930 г.) – «нутром чую, а доказать – не могу» (С). Как бы то ни было, дата 1938 г. НЕ ГОДИТСЯ.

huck  сказал 27 сентября 2009, 13:19

На табличке: "Марьино - Калужская". Во всяком случае, так называется линия №11 в справочниках "Вся Москва" 1920-х и 1930-х. На схеме 1928 года есть увеличенный фрагмент центра - http://tram.ruz.net/maps/sh19280000.jpg. По нему видно, что маршрут №11 проходил и по площади Свердлова и по площади Революции. Т.о. это могут быть и 1920-е годы. Согласен с тем, что это не может быть 1938 год, т.к. в 1936 году на площади Революции сняли трамвайные пути (http://tram.ruz.net/maps/sh1928-1940.jpg).

shchipok  сказал 27 сентября 2009, 21:25

Право, не понимаю, уважаемый huck, где Вы усмотрели на ЭТОМ снимке ТАКУЮ табличку. Если в справочнике "Вся Москва" 1920-1930-х гг. написано МАРЬИНО, то к точности сведений в таком справочнике следует относиться с недоверием. Согласно http://tram.ruz.net/history/routes/moscow/route-011.htm, трамвай маршрута №11 ходил с 1912 по 1930 гг. до Калужской площади (Калужской заставы, Б. Калужской улицы) от МАРЬИНОЙ РОЩИ. По логике составителей этого справочника (приравнявших Марьину рощу к прародительнице этого названия - деревне Марьино) и Сретенку надо было назвать Кучково поле.

huck  сказал 27 сентября 2009, 21:57

Прошу прощения. Конечно вы правы. Должно быть "Марьинско-Калужская".

huck  сказал 27 сентября 2009, 22:55

Интересно вот что. В дореволюционных справочниках линия называлась "Марьинско-Калужская", в справочниках 1920-х — "Марьино-Калужская", а в справочниках 1930-х — "Марьина роща - Калужская застава" или "Марьина роща - Октябрьская площадь".