Добавил BigTigeR 
19 марта 2011 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 1 раз,
всего 2932 раза
Это место в разное время
1934
1950
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
175x240
366x500
585x800

Шуховская башня на Шаболовке

Очерк "Корпуса взывают", журнал "Смена" сентябрь 1929 года
http://smena-online.ru/stories/korpusa-vzyvayut

Тэги: Шуховская телебашня Хавско-Шаболовский комплекс Лестева
Мы считаем, что снимок сделан в 1929 году (направление съемки — северо-восток)
59 Комментариев
dubrolga  сказал 18 ноября 2012, 03:20

Точка, откуда был сделан снимок показана неверно. Здесь башня была бы правее. Это, скорее, снято на улице Шухова.

BigTigeR  сказал 18 ноября 2012, 04:25

Точка поставлена верно, специально заходил во двор с этой точки съёмки - вид один в один, только вместо домишек на заднем плане - кирпичная хрущёвка.

dubrolga  сказал 18 ноября 2012, 05:37

Вы заходили, а я жила в доме №22 по Хавско-Шаболовскому переулку. 20-го дома и постройки во дворе тогда еще не было. С этой точки кроме дома 22 должен быть еще виден Дом Коммуны, а не домишки.

BigTigeR  сказал 18 ноября 2012, 10:45

Зачем спорить, зайдите с этого ракурса и убедитесь сами, что точка поставлена верно =)

dubrolga  сказал 19 ноября 2012, 05:35

Да, действительно, я поняла, что это не фасад дома, как думала вначале, а его торец. И дома Комунны тогда еще не было. Значит, это снято до 1929 года. Тогда все правильно. )))

BigTigeR  сказал 19 ноября 2012, 15:20

Снимок сентября 1929 года (так как фотограф снимал материал к очерку). Если провести прямую от точки съёмки до Шуховской башни, то дом-коммуна в кадр не попадает. А внутренний фасад дома 21/1 по ул Лестева - который мы видим в левой части снимка, сейчас покрашен, но конфигурация оконных проёмов и белые оштукатуренные полосы вдоль этажей - сразу всё расставляют по своим местам. Ещё на фасаде видна тень от углового корпуса 19/1 по Лестева. Ну и последний штрих - боковые мачты антенны Шуховской башни - они были повёрнуты по розе ветров (длинные на север-юг, короткие на запад-восток).

dubrolga  сказал 19 ноября 2012, 16:42

У нашего дома,того, что на снимке еще не оштукатуренного,красно-кирпичного был странный номер -4/14. Это видно на одной из моих фотографий 1959 года. Там я и увидела, что на торце дома есть окна, а раньше не обращала внимания. Только помню,что ближе к Шаболовке стоит такой же дом, с торцом без окон, поэтому я решила, что на Вашем фото изображен фасад. А раз это фасад, то прямо за ним должен быть Дом Комунны и две башни, расположенные севернее, то есть левее от дома. Так это могло быть видно от углового гастронома. Но Ваша точка сместилась от угла к востоку и башня оказалась справа. )))

olympicgames сказал 12 апреля 2013, 20:36

На снимке фасад дома 4/14 кор.3, справа от которого в ближнем домике в 50-60-х гг. находился детский сад з-да "Красный пролетарий". Другой домик справа был жилым. Слева от 3-го корпуса был роддом. Левее и сзади перпендикулярно дому и Хавско-Шаболовскому переулку стояли 4-й (без торцевых окон) и 5-й корпуса. Все корпуса были из красного кирпича, который иногда пескоструили. "Дом коммуны" располагался чуть сзади и правее. Между "Дом коммуны" и 4-м корпусом было большое пространство, где местные жители играли в футбол, часто выбивая стекла в 4-м корпусе, т.к. он был ближе всех, хотя перед ним и росли деревья. До "Коммуны" и 3-го корпуса было далековато. Около них был проезд для машин. Я жил в 5-м корпусе.

Photosnob  сказал 14 апреля 2013, 23:40

Извините, что встреваю в диалог старожилов, но похоже, что olympicgames и dubrolga жили напротив друг друга на четной стороне переулка? dubrolga пишет, что жила в доме 22, он же 4/14 к.3. olympicgames, насколько я понял, жил в доме 24, он же 4/14 к.5. Дом же,который мы видим на снимке, находится на нечетной стороне .

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 00:14

Вы правильно поняли, что мы жили на четной стороне. А отчего такая уверенность, что этот дом на нечетной стороне. Где переулок на фото и куда потом делись 2 кирпичных домика справа?? Четких доказательств пока нет. На домах писали только номера корпусов, а не номер дома. В 40-50х годах квадраты с номерами корпусов были гораздо крупнее. Как было в 1929 не знаю.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 00:44

На нечетной стороне дома построены в 1930 году, если базы данных не врут. На четной стороне дом 21к1 имеет порядок окон (широкое, просвет, узкое, белая полоса) сходный с http://www.oldmos.ru/photo/view/93584 и http://www.oldmos.ru/photo/view/20370 . На последнем снимке, кстати, и дом с "интересной крышей" прекрасно виден.

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 00:53

Эх, я этот аргумент про год постройки, хотел оставить на потом, как козырь для самых упрямых =)

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 01:22

Да, вот поспешил и сено-солому перепутал :) Кстати, если действительно в кадр попал д17к2 на Шухова, то точку съемки можно чуть сдвинуть назад, чтобы соотношение расстояний было равно соотношению высот окон (1:8) http://maps.yandex.ru/-/CVVmqEJn

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 03:38

Спасибо, про особняк 17/2 по Шухова даже не подумал, а ведь это действительно он.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 01:26

Опять я зарапортовался: На ЧЕТной стороне дома 4/14 (нынешние №№22,24 и 17к3) построены в 30-м, а дом на НЕчетной стороне (21к1) имеет вышеупомянутый порядок окон.

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 10:40

Приветствую Вас!)))Дома 4/14 были заселены в 1929 году. Неразбериху с номерами корпусов объяснил olympicgames, спасибо ему. Значит это - корпус 4?

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 10:59

Уважаемый olympicgames считает Ваш дом корпусом №4, а дом на переднем плане корпусом №3. Я же солидарен с BigTigeR , что дом на фото имеет нечетный номер (например был 11к1 , а ныне 21к1).

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 12:30

Снимок сделан с четной стороны Хавско-Шаболовского переулка (ул.Лестева)ближе к торцу дома № 4/14 (№ 20), чем показано на карте. Дома № 17 к.3 тогда еще не было, поэтому видны домишки № 15 и № 15 к.2.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 12:58

Дома №20 в те времена тем более не было.

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 13:03

Спасибо, что поправили. Не разглядела. Дом № 4/14 сейчас имеет номер 22, а не 20.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 14:04

Насколько я вижу издалека :) у дома 22 окна расположены реже, и следов закладки на кирпичной стене нет http://www.gdeetotdom.ru/moscow/uao/danilovskiy/lesteva-ul/22/

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 14:54

Посмотрел 5фото, это действительно д4/14 кор4 (22 нынче). Сняты оба торца, один глухой без окон выходит на роддом, а второй на Х-Ш пер., но дальние домики на фото были расположены гораздо правее, т.к. д.17/3 (4/14 кор 3) шел поперек 4кор за глухим торцем в метрах 15ти. А длина его была не менее метров 30. На фото №5 он даже виден между 4кор и новостроем. На Ваше: Дом №17к3 будет построен поперек кадра между двух маленьких домиков (беленьким и черненьким) - этого не будет, потому что правая часть фасада черного домика в самом деле была на одном уровне с правым краем д.17/3

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 17:25

У 3-го корпуса окна тоже иначе расположены http://www.gdeetotdom.ru/moscow/uao/danilovskiy/shukhova-ul/17k3/ Остальные дома-кандидаты можно тоже посмотреть на карте http://www.gdeetotdom.ru/map/#lat=55.71478&lng=37.60963&m=yandex&t=3&z=18&l=7

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 17:25

Спасибо за сноску. На том торце одно окно двухстворчатое, а другое - трехстворчатое. Здесь же - оба трехствочатые. Все-же это надо смотреть на улице Шухова. И забор, похоже, огораживает ведомственную территорию телецентра ...

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 17:44

Забор огораживает площадку, на которой строится Ваш дом, однако http://oldmos.ru/photo/view/16618

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 23:30

Отличный аэроснимок. Все стало понятно, что дома 4/14 кор4(д.22) еще нет, а 3(17/3)правда светлого цвета(мне почему-то казалось что он тоже красный) и 5(д.24) корпуса стоят. А роддома еще нет? По датам строительства тоже понятно, что точка съемки правильная. Вопрос может стоять только в метрах. Хорошо видно за 5 корпусом (д.24) деревянную щколу №21 и дом для учителей за ней. А еще хорошо видны на четной стороне Х-Ш пер. два оштукатуренных дома рядом с "Дом коммуны", о которых я писал и спрашивал почему они не попали на фото с Шуховской башней. Пожалуй полемика почти окончена. Но все равно было приятно со всеми пообщаться. Жаль что некоторые "тянули кота за хвост" и не выложили аэроснимок сразу и умалчивали о дате построек д.4/14 (3, 4, 5 кор). Всем спасибо за дебаты. Простите, если кого-то утомил. Но я постараюсь все-таки побывать в родных местах.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 17:47
Комментируемый фрагмент

А вот такими белыми полосами закрашены промежутки перед следующими окнами на дворовом фасаде дома 21к1

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 18:08

А на первом почему не заклеено и окно трехстворчатое?

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 18:22

Потому что на первом этаже вместо четырёх двустворчатых - дверь и два трехстворчатых по бокам. Смотрите на соседнем фото за спиной у детей.

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 18:12

Предлагаю как-нибудь съездить и посмотреть с точки съемки. Смотрите личные сообщения.

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 15:54

Ув. dubrolga, по вашему дома были заселены в 1929 году на нулевом цикле? Судя по аэроснимку 1930 года, дом 24 по Лестева был только построен, а 22 дом был на уровне цокольного этажа.

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 17:43

Мои родичи переехали туда после того, как ЗИМОЙ сгорел их дом на Донской улице, когда моей маме было 10 лет, а это - до 10 февраля 1930 года.Их на короткое время разместили у других людей, а затем дали комнату. Да, это может быть начало 1930 года.

dubrolga  сказал 14 апреля 2013, 18:30

Я жила в этом доме №4/14 корп.3, что на снимке. Семья моих бабушки с дедушкой переехали туда как раз в 1929, когда сгорел их дом на Донской. Наши окна и балкон выходили во двор, на Дом Коммуны. Под окном была площадка детского сада, а слева от двора часто сидела очередь в женскую консультацию,в роддом, где я и родилась. Теле и Радио-башни были слева. С точки, указанной на карте может быть виден только торец и угол дома, но не фасад.

olympicgames сказал 14 апреля 2013, 21:04

Я неправильно написал. Это конечно не фасад, а его оборотная часть , которая выходит на пустырь (я считаю двором пространство со стороны подъездов), "дом коммуны", т.е. в сторону Хавско-Шаболовский переулок. Вот про балконы не помню. А подъезды с фасада. Когда я жил (47-61гг) детского сада под Вашими окнами не было, он был справа от торца и его забор (на уровне дома) от 3-го корпуса доходил до д.17 (П-образный) по Сиротскому переулку. За полем были два маленьких дома (может быть это были 1-й и 2-й корпуса?), а на другой стороне переулка были одиннадцатые корпуса, как мы их называли. Там было что-то вроде культурного центра, я ходил туда в библиотеку.На той же стороне переулка был угловой продуктовый магазин и колонка, из которой можно было напиться или накачать воды в любую тару. За 5-м корпусом (он точно был без балконов) на Х-Ш пер.находилась деревянная начальная школа №21, в которой я учился(1948-52гг). А снимок сделан со стороны пустыря между 4-м корпусом и "Дом коммуны" в сторону Сиротского пер.(ул. Шухова). В 1929г. была только одна радиобашня. Вторую, которая меньше построили после войны. А со звездочкой, если это точка съёмки, я не согласен. Получается, что снимали с другой стороны Х-Ш пер., хотя видно - снимали вблизи от дома. И вообще на карте многие снимаемые объекты расположены неправильно. Готов поспорить с модераторами, особенно по Шаболовке от Калужской пл до Серпуховского вала. Подскажите как связаться и что означают зеленые и коричневые точки.

BigTigeR  сказал 14 апреля 2013, 22:46

Ув. olympicgames, как давно вы были в этом районе? Сходите и посмотрите, такая конфигурация окон и вид на башню, только с этой точки. Заодно и посмотрите как выглядит дом который вы здесь обсуждаете, ошибочно принимая за тот, который снимал фотограф. Я же не просто пальцем в карту ткнул, а прошёл по всему кварталу, пока не обнаружил действительную точку съёмки.

olympicgames сказал 14 апреля 2013, 23:05

Бывал в районе своего детства года три назад. Готов побывать там с Вами вместе и показать все на натуре. И видел все дома в которых я жил (д.4/14 кор.5 и д.17 по Сиротскому пер.). Других кирпичных домов с таким расположением и видом на башню даже в начале 50-х годов не было и снять с другой стороны Х-Ш пер. такой ракурс невозможно. Расстояние большое. А Вы считаете какой это дом? Округу между ул.Лестева и ул.Шухова знаю очень хорошо. Пишите и мы договоримся о встрече.

BigTigeR  сказал 14 апреля 2013, 23:12

Вы знаете, что такое зум у фотоаппарата, когда дальние объекты кажутся ближе. Дом на фотографии сейчас имеет нумерацию 21/1 по ул Лестева, Вы же обсуждаете дом 17/3 по ул Шухова (в нынешней нумерации), его фотография есть на сайте (http://oldmos.ru/photo/view/94232), посмотрите на конфигурацию окон, думаю вопросы отпадут сами собой.

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 00:01

Да, я веду речь о доме 17к.3 по нынешнему. На фото я не вижу Х-Ш.пер. или его в 1929г не было? И не могу понять куда делись потом 2 кирпичных домика после войны. Их разбомбили? Ломать просто так вряд бы стали, с жильем была напряженка. Эти 2 домика не похожи на домики рядом с "Дом коммуны" в послевоенные годы. Пока Вы меня не убедили. Жаль, что у меня не сохранилось старых фото, да мы и фотографировать стали только после 1952г.

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 00:34

А я вижу переулок - по нему идут люди на среднем плане. Также один из домишек (самый правый) - засветился на этой фотографии (http://oldmos.ru/photo/view/93556).

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 01:02
Комментируемый фрагмент

Дальний "маленький чёрненький" дом похоже, сохранился до сих пор под №17к2 перед девятиэтажкой №17к1 по ул.Шухова http://www.gdeetotdom.ru/moscow/uao/danilovskiy/shukhova-ul/17k1/ По крайней мере, если убрать поздние дома, он попадает в поле зрения объектива как раз под башней http://maps.yandex.ru/-/CVVmmX7y

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 01:11
Комментируемый фрагмент

Восточный фасад белого домика также виден на аэросъемке http://www.oldmos.ru/photo/view/16618 возле угла фундамента дома №22. Такие же 3 окна, что и здесь, на западном фасаде.

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 03:28

Да, и это по всей видимости 2-ой домик на аэросъёмке, а ближний к проезжей части белый домик в кадр не попал.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 03:34

Cовершенно с Вами согласен. По нему тоже можно расстояние проверить (3:1) http://maps.yandex.ru/-/CVVmqN~6

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 09:09

Ну вот, про 2 дома вроде выяснили. Все правильно я про них так и писал. Когда я проживал в Сиротском 17, они были прямо против моих окон. И находились они буквально рядом с 4/14 кор 3. А дом 21/1 находился от этих 2 домов на расстоянии 100-110м. по диагонали. Так что такое расстояние не может скраться при фотографировании. Когда я писал, что эти дома не похожи на дома рядом с "ДК", то имел в виду два маленьких оштукатуренных дома(стояли еще в 50-е годы), расположенных на четной стороне Х-Ш пер. чуть правее 21/1. Вот их-то как раз и нет на фото, хотя они должны были попасть(хотя бы один). Один из них был на уровне 4/14 кор4.(по нынешнему 22). Так что я пока думаю, что на фото дом 4/14 кор 3(17/3 по нынешнему) и за домом просто проход, а не Х-Ш пер. Самый главный недостаток в моих рассуждениях - дата постройки домов на четной стороне. Хорошо бы съездить вместе в эти места и обсудить при живом просмотре. Подумайте над таким предложением.

Photosnob  сказал 15 апреля 2013, 09:31

На местности подобные снимки обсуждать есть смысл только с подзорной трубой - до до ближнего дома (21k1) здесь 30м, до дальнего (в Сиротском пер.)- 240м. Дом №17к3 будет построен поперек кадра между двух маленьких домиков (беленьким и черненьким) Так что ещё 120м скрадено. И не такие расстояния тырили! Как Вы думаете, на фото "Завезли елей" http://www.oldmos.ru/forum/view_topic/5629#msg9158 сколько бочек до монастыря?

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 11:31

А какое увеличение было у фотоаппаратов в 1929г? И сколько линз в то время стояло в фотоаппарате??

Yurik587  сказал 15 апреля 2013, 11:55

У объективов нет такой характеристики, как "увеличение". :)

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 12:04

Тогда как перевести на простой русский zoom (зум)?? Я писал BigTigeR.

Yurik587  сказал 15 апреля 2013, 12:51

Zoom применительно к объективу означает изменяемое фокусное расстояние и как следствие - изменяемый угол поля зрения объектива. Во времена рассматриваемых годов таких объективов не было, были объективы с фиксированным фокусным расстоянием. Фотография вполне могла быть сделана длиннофокусным объективом. Для определения точки съемки нужно на месте найти такую точку, с которой пропорции высоты дома и башни будут аналогичны фото. Скорее всего точка съемки будет значительно дальше, чем сейчас указана. Длиннофокусный объектив визуально сжимает перспективу.

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 13:11

А длиннофокусные уже были в 1929?? Боюсь, что нет. К сожалению, не знаю как считать пропорции. Надо отталкиваться от окон и знать их размеры? Кто-нибудь знает??

Yurik587  сказал 15 апреля 2013, 13:23

Длиннофокусные были... Пропорции считать в данном случае не нужно. :) Нужно найти точку, на которой антенный излучатель башни будет находиться на уровне 4,5 этажа дома и все. Если ближе - башня будет выше, если дальше - ниже.

olympicgames сказал 15 апреля 2013, 13:42

Боюсь, что это трудно будет сделать из-за новых застроек, если даже поеду туда.

BigTigeR  сказал 15 апреля 2013, 15:47

Zoom - это изменение фокусного расстояния, для приближения/удаления объектов съёмки. В то время были, как съёмные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, которые фоторепортёры таскали с собой, так и дальномерные фотоаппараты.

dubrolga  сказал 14 апреля 2013, 22:33

Про точки пока не знаю. Я здесь недавно. И все-же приятно пообщаться с земляком.:-) Детский сад в начале 50-х был в Доме коммуны. Я постоянно жила там только с 1950 по 1953 год, а потом - только в праздники и каникулы. В деревянной школе учились мои мама и тетя. Помню, как ее снесли. И еще стоял облупленный оштукатуренный домишко ближе, чем наш дом, к Х-Ш переулку. В Дом коммуны мы ходили голосовать, а на площадке с эстрадой -помните? - были концерты, показывали фильмы. В угловой гастроном бабушка ездила даже когда переехала в Фили (в 70-х). Рядом была парикмахерская, стриглись у тети Дуси. )))Ходили на Даниловский рынок, в магазин "Поросенок",а на Шаболовке (она была вымощена булыжником) были магазинчики, вросшие в землю; туда надо было спускаться вниз.

edongarova  сказал 14 апреля 2013, 22:56

Подскажите, пожайлуста, где находилась площадка с эстрадой?

olympicgames сказал 14 апреля 2013, 23:27

Может перед Вашим домом была площадка для прогулок? Про сад в коммунке не очень знаю. Но я помню детский сад в том месте где я описал. Сейчас там типа банка с глухим забором, а раньше была металлическая ограда, правда высокая. Облупленный домишко, а за ним и другой были в конце пустыря ближе к Х-Ш пер. Эстрадную площадку помню хорошо, там бывали танцы, каток, концерты по праздникам. Она находилась прямо напротив "Дом коммуны" на другой стороне Х-Ш переулка в Хавском комплексе, хотя в мои времена его так не называли. Говорили "одиннадцатые корпуса". В парикмахерскую ходили часто и там же была сберкасса. Приятно вспомнить детство. Спасибо за воспоминания.

dubrolga  сказал 15 апреля 2013, 10:55

Да. Была площадка, огороженная штакетником. Туда выходили гулять парами детишки из Дом-коммуны. А рядом - пыльный двор, где наш сосед Юрка гонял мяч с друзьями. Ни травинки не росло. Была сильная тень от тополей. В этот двор заходили точильщики и старьевщики с криками нараспев:"Точить ножи-ножницы!", или: "Посуду принимаем, посуду покупаем,банки, бутылки берем!".

dubrolga  сказал 14 апреля 2013, 23:10

Площадка с эстрадой находилась напротив Дома Коммуны на другой стороне Х-Ш переулка. На нашей карте между домами 17 и 13-а.

Photosnob  сказал 14 апреля 2013, 23:58

А корпус Вашего дома точно 3? На снимке http://www.oldmos.ru/photo/view/94232 четверка вроде бы нарисована.