Добавил slawa 
09 июня 2009 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 3 раза,
всего 3524 раза
Это место в разное время
1955
1956
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x155
500x323
800x517

Улица Серафимовича. Кинотеатр «Ударник»



Источник: Архив Лайф (http://images.google.com/hosted/life/l?imgurl=c22d4effe3654d9c&q=Moscow%20(General)%20source:life&prev=/images%3Fq%3DMoscow%2B(General)%2Bsource:life%26start%3D180%26hl%3Dru%26sa%3DN%26ndsp%3D20%26tbs%3Disch:1)
Фотограф: Thomas D. Mcavoy
Мы считаем, что снимок сделан в 1947 году (направление съемки — юг)
42 Комментария
flixa  сказал 10 июня 2009, 00:02

реклама фильма какая то жуткая - интересно что за фильм)))

shchipok  сказал 10 июня 2009, 00:19

На моей памяти кинотеатр "Ударник" уже во второй половине 1940-х гг. отличался от других прочих ОСТЕКЛЁННОСТЬЮ всего фасада, включая входные двери. А на снимке почти всё исключая, второй (административный) этаж, прикрыто какими-то щитами. А посему осмелюсь предположить, что снимок этот сделан в период 1941-1945 гг. - слишком мало зрителей (по сравнению с послевоенными временами, когда народ просто таки толпился у касс и у входа, спрашивая "лишний билетик"). Да и мужчин на снимке ОЧЕНЬ мало.

shchipok  сказал 10 июня 2009, 00:27

УТОЧНЯЮ - кинотеатр "Ударник" отличался ЗАСТЕКЛЁННОСТЬЮ всегда, начиная с 1931 г. (а не только в 1940-х гг. - я имел в виду, что лично я помню его таким со второй половины 1940-х), и был таким единственным в своём роде не одно десятилетие до появления других стекляшек (например, к/т "Россия" - нынешний к/т "Пушкинский")

Mihalych  сказал 10 июня 2009, 09:08

Фильм, судя по всему, о врачах. Не могу ни одного довоенного фильма вспомнить на эту тему... Только герасимовский "Сельский врач", но это уже 1951 г.

shchipok  сказал 10 июня 2009, 12:49

Если брать рекламу фильма за отправную точку для датировки снимка, то вот моя версия: демонстрируется фильм «Профессор Мамлок» (Ленфильм, 1938 г.) режиссёра Раппопорта (экранизация одноименной пьесы немецкого писателя-антифашиста Фридриха Вольфа о социальном прозрении далекого от политики немецкого ученого-гуманиста под воздействием политических событий в Германии 30-х годов – см. http://www.kinoexpert.ru/index.asp?comm=4&num=22500 или http://www.kinox.ru/index.asp?comm=4&num=22500). Послевоенный римейк этого фильма о профессоре-медике был сделан в ГДР в 1961 г. Работа Раппорта не была выпущена на экраны, потому что Сталин успел к этому времени сделать из Гитлера «заклятого друга», и фильм сочли неполиткорректным (тем более что он сделан был родившимся в Вене евреем, а это для сталинских дружбанов из нацистской Германии было ещё одной, помимо сценария, красной тряпкой). Схожая судьба была у к/ф Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», который появился в кинотеатрах в 1938 г., но вскоре после выхода на экраны он был изъят из проката по соображениям политкорректности к Германии, с которой в этот период СССР пытался наладить отношения. Оба эти фильма были пущены в прокат почти сразу после начала войны. И если справедлива моя догадка о том, что в «Ударнике» идёт «Профессор Мамлок» (а это мог быть во время защитного укрытия стеклянных поверхностей от повреждений во время авианалётов только советский фильм 1938 года, а не гэдээровский римейк, поскольку после 1961 года кинотеатр ТАК не выглядел!), то все мои остальные вышеприведённые доводы (малолюдность и преобладание женщин) вполне логично вписываются в версию датировки снимка 19451-1945 годами. О малолюдности Москвы во время войны часто вспоминала моя мама, которую просто поражала пустота ул. Горького в 1941-42 гг.: она "прикрепилась для отоваривания карточек" в "ступенчатом" Гастрономе на ул. Горького, чтобы не стоять в длиннющих очередях в "ильичёвском" магазине на Серпуховке ("отоваривать карточки" можно было и не по месту жительства), ездила туда , естественно, часто, и каждый раз, как вспоминала она, на улице Горького было безлюдно в БУКВАЛЬНОМ смысле этого слова, а продавщицы там просто радовались приходу хоть кого-то, поскольку истомились от скуки и практического отсутствия местных клиентов, массово уехавших в эвакуацию.

shchipok  сказал 10 июня 2009, 12:55

Виноват - оЧеПЯтался: не "19451-1945", а "1941-1945 гг.".

Mihalych  сказал 11 июня 2009, 07:41

Вполне возможно.

shchipok  сказал 11 июня 2009, 10:40

Повторяю ещё раз - к/ "Ударник" не был таким "зашторенным" (как на этом снимке) уже СРАЗУ ПОСЛЕ войны - я это очень хорошо помню, потому что меня туда водили родители ещё дошкольником (а в первый класс я пошёл в 1947 г.). Умоляю модераторов, имеющих право корректировать даты, вглядеться для сравнения в то, как выглядел этот кинотеатр в 1956 году - http://www.oldmos.ru/photo/view/3395 и http://www.oldmos.ru/photo/view/3349, а потом призадуматься о предлагаемой здесь датировке 1941-1960 гг.

Mihalych  сказал 11 июня 2009, 16:17

Поставлю датировку 1941-1945, но, смотрите - на Вашей совести!

slawa  сказал 11 июня 2009, 21:08

Если кого-то интересует моё мнение, то я не возражаю против изменения датировки. Аргументы shchipok вполне убедительны. Спасибо.

Mihalych  сказал 12 июня 2009, 00:21

Естественно интересует!

shchipok  сказал 12 июня 2009, 00:47

Спасибо, Mihalych! Спасибо, slawa! Совесть моя спокойна, а душа возрадовалась, что прислушались к мнению ещё не выжившего из ума старого человека и поверили в его детские воспоминания.

lavmi  сказал 29 декабря 2009, 18:10

Уважаемый shchipok! Где находился "ильичёвский" магазин на Серпуховке?

shchipok  сказал 29 декабря 2009, 20:16

Т.н. «ильичёвский» магазин (он был менее чем в двухстах метрах от территории завода «Имени отчества», т.е. завода Ильича) располагался на первом этаже дома №31, корп. 1, по Большой Серпуховской улице. Сейчас вместо него там банк «Уралсиб», развлекательный «КЛУБ БАР» и магазин «B & F» (одежда больших размеров» - см. http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726. Имел он два входа/выхода (со ступеньками) и из каждого входного тамбура можно было пойти направо или налево – в один из трёх залов. В крайнем левом (если смотреть с улицы) зале предшественником Уралсиб-банка был отдел «Мясо-рыба», где, однако, не продавалась живая рыба - наискосок через улицу, на углу с Арсеньевским переулком (с 1963 г. улица Павла Андреева в честь замоскворецкого Гавроша, погибшего в 1917 г.) был магазин «Рыба» со своим аквариумом (теперь там аптека – см. http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726). На задворках отдела «Мясо-рыба» ильичёвского магазина (у служебного входа со двора) частенько устраивалась лоточно-выносная торговля такими товарами (т.н. дефицитом – например, яйцами), которые при появлении на прилавках спровоцировали бы огромные очереди, от которых часто задыхался малюсенький магазинчик «Молоко», который тоже был через дорогу от ильичёвского (теперь там ещё одна аптека – см. http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726). Да и угловой рыбный тоже практиковал выносную торговлю в своём заднем дворе, например, когда изредка и только в летнее время «выбрасывали» воблу (кто из сегодняшних молодых поверит, что в советское время вобла была ДЕФИЦИТОМ!). Кстати, в 1940-1950-е гг. в ильичёвском отделе «Мясо-рыба» время от времени появлялся скромненький овощной прилавок со скромным ассортиментом (как правило, картошка, капуста, морковка), но довольно быстро прекращал свой существование – должно быть, не выдерживал конкуренции с магазинчиком «Овощи-фрукты» на противоположной стороне улицы, особенно когда тот расширился за счёт соседнего с ним магазинчика «Табак» (в котором стены и потолок были расписаны «под Хохлому» - похожие «Хохломой расписанные» табачные магазины ещё долго существовали в Столешниковом и в начале Сретенки, за храмом Успения Пресвятой Богородицы, т.е. за тогдашним музеем морского флота). Теперь на месте «Овощи-фрукты» аж три магазина: «Спецодежда», «Цветы» и «Продукты» (в нынешнем «Продукты» и был когда-то давно расписной «Табак» (см. - http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726). В соседнем с «Овощами-фруктами» доме был магазин «Галантерея-парфюмерия» - сегодня там «Оптика», крохотный «Табак» и магазинчик с весёленьким названием «ХипХоп». Единственные заведения на чётной стороне Б. Серпуховской, сохранившие с тогдашних времён свой профиль – «Ремонт обуви» и соседняя металлоремонтная мастерская (см. - http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726). Даже соседний павильончик (когда-то пивняк), который в 1980-1990х гг. превратился в винный магазинчик, теперь стал мебельным салончиком «Карельская берёза» (см. - http://maps.yandex.ru/?ll=37.588206%2C55.746643&spn=0.122746%2C0.042218&z=13&l=map%2Cstv&ol=stv&oll=37.627516%2C55.721846&ost=dir%3A56.620309%2C8.501657~spn%3A90%2C62.431726). Но вернёмся на нечётную сторону – в ильичёвский магазин. В среднем зале (меж двух входных лестничек) торговали гастрономией (колбасы, ветчины, сыры, яйца и т.п., включая молочные продукты), а другую половину зала занимали прилавки с бакалеей (сахар, крупы, растительное масло в бутылях и в разлив (не только подсолнечное, но иногда и хлопковое, соевое, кукурузное, абрикосовое). Если покинуть этот самый большой зал и перейти в крайний справа отдел (где сегодня одежда больших размеров), то можно было насладиться покупкой хлебобулочных и кондитерских изделий. Вот где был ильичёвский и чем он когда-то торговал. P.S. Вспомнилась почти фантастическая история, случившаяся со мной в этом магазине 31 декабря 1976 года. Поздно вечером, незадолго до закрытия, я отправился туда за хлебом, и был поражён малолюдством (вполне, впрочем, объяснимым – иногородние покупатели уже давно разъехались по домам, да и местные почти все уже «резали салаты» дома). Пришло мне в голову подкупить чего-нибудь к праздничному столу, и я прошёлся «насквозь» по всем отделам (благо, для этого не надо было выходить на улицу). Попав к рыбному прилавку, глазам своим не поверил – лежит развесная икра, красная и чёрная (паюсная и зернистая), и цены не какие-то уж сумасшедшие (по крайней мере, с точки зрения моих тогдашних доходов, когда я для прокорма двух своих детей «вкалывал» по совместительству ещё в трех местах помимо основной работы). На все оказавшиеся у меня в тот момент в карманах деньги приказал продавцу отвесить паюсной – чуть ли не триста граммов получалось. Но этот парень деликатно посоветовал мне на те же деньги взять зернистой, хоть и чуть менее двухсот граммов, и я весело согласился: «Гулять – так гулять!». Вернувшись домой, насладился потрясением и радостью домочадцев. У моих друзей, пришедших поутру, отвисли челюсти при виде зернистой. Услыхав от меня, где я это «достал», они быстрой рысью преодолели почти 400 метров до ильичёвского, и вскоре вернулись уныло, сказав мне со вздохом примерно следующее: «Ты не соврал, продавцы нам подтвердили, что действительно вчера ПОЗДНИМ ВЕЧЕРОМ икра была, а сейчас – извините, увы!». Так что и в самом что ни на есть обычном продовольственном магазине в тогдашнем «пролетарском» районе случались иногда маленькие чудеса! Помню эту историю очень хорошо, но вот какие были цены на эту чудом возникшую на прилавке икру, никак не могу припомнить – даже приблизительно. А вот дату помню твёрдо – это был последний новогодний пир в моей родной коммуналке, потому что уже в январе 1977 года моя семья переехала в ОТДЕЛЬНУЮ квартиру возле Алтуфьевского шоссе.

slawa  сказал 29 декабря 2009, 22:31

Чудесное эссе! Как всегда прочитал с большим удовольствием. Большое спасибо, уважаемый shchipok!

shchipok  сказал 29 декабря 2009, 22:42

И Вам спасибо, уважаемый slawa, за интерес к подробностям очень давнего московского быта. С наступающим Новым Годом!

slawa  сказал 29 декабря 2009, 22:52

С Новым Годом! Здоровья и успехов! Продолжайте вспоминать подробности!!!

Abdullah сказал 30 мая 2011, 19:28

Блестяще написано! Логика + эрудиция = комментарий на высшем уровне! Можно сказать, есть "спецы", а есть СПЕЦЫ!

kosta  сказал 29 мая 2010, 11:39

Эта фотография из опубликованных архивов Life, фотограф - Thomas Mcavoy, датировка - май 1947 года (http://images.google.com/hosted/life/l?imgurl=c22d4effe3654d9c&q=Moscow%20(General)%20source:life&prev=/images%3Fq%3DMoscow%2B(General)%2Bsource:life%26start%3D180%26hl%3Dru%26sa%3DN%26ndsp%3D20%26tbs%3Disch:1)

shchipok  сказал 29 мая 2010, 19:11

О том, что в архивах давно почившего журнала Life частенько встречаются "неточности" по части датировок снимков, уже был разговор на этом сайте.

kosta  сказал 30 мая 2010, 18:19

Попробую не согласиться с Вашей датировкой снимка, уважаемый Shipok. Абсолютно не вижу никаких оснований не доверять датировкам архива Лайф, за исключением, пожалуй, месяца съемки. Дело в том, что на некоторых снимках этой серии Moscow (General) фотографа Thomas D. Mcavoy присутствует ряд дефектов негативов пленок в виде характерных круглых белых пятен различного размера (напоминают следы радиационного излучения на негативах). Такие же пятна присутствуют на этом снимке и на снимке http://www.oldmos.ru/photo/view/19267 из этой серии фотографий Москвы, где чудным образом запечатлена моя родная тетя 1938 г.р. А уж сомневаться в датировке той фотографии 1947 годом у меня точно нет никаких оснований. Далее, в Вашей датировке снимка военным периодом 1941-1945гг Вы используете такой аргумент как «зашоренность» внешнего вида здания и заставка щитами оконных и дверных проемов кинотеатра. В то же время на снимке кинотеатра http://www.oldmos.ru/photo/view/11532 Вы сами уточнили датировку 1947 годом, а существенных различий, за исключением навесных транспарантов, между видами кинотеатра нет. А то, что «мужчин на снимке ОЧЕНЬ мало», ну так оно и было – война прошла, покосила (нас и сейчас меньше:(). Повторюсь, что сомневаться в датировке 1947 годом при известном авторстве снимка нет никаких оснований. Рискну высказать предположение и о демонстрируемом в кинотеатре фильме. При увеличении доступного снимка из архива Лайф, большего разрешения, чем этот, можно «интуитивно» на афише прочитать, что демонстрируется «Новый художественный фильм» «60 дней жизни» - может первичное, может ошибочное название фильма Михаила Шарипо «60 дней» (Ленфильм, 1940г.) с Николаем Черкасовым, Зоей Федоровой и Иваном Назаровым в ролях. В завершении моего поста хочу попросить модераторов разместить вариантом к этой фотографии снимок, взятый мною из опубликованного архива Лайф с большим разрешением.

shchipok  сказал 30 мая 2010, 18:38

Пожалуй, Вы правы, уважаемый kosta, на ЭТОМ снимке уже нет "щитовой зашоренности" огромных стеклянных плоскостей фасада. Похоже, что я в своём комментарии <<<09 июня 2009, 13:19>>> исходил из неправильной интерпретации более тёмных витрин на первом этаже (по сравнению со вторым этажом), посчитав, что они всё ещё прикрыты чем-то защитным "дробного" характера, т.е. не сплошными (по всей площади окон) щитами.

Photosnob  сказал 31 мая 2010, 01:48

Покрутив большой снимок так и эдак ( http://img-fotki.yandex.ru/get/4206/al-slimy.5/0_44598_68167977_orig ) пришел к выводу, что второе слово состоит из трёх букв. Видимо ,это "Во имя жизни" 1946 года.

shchipok  сказал 31 мая 2010, 02:12

Предположим, что тут реклама фильма "Во имя жизни" о трёх советских хирургах, работающих над проблемой восстановления клеток. В таком случае, какого ангела на рекламном плакате явственно виден господин в головном уборе под названием "цилиндр"? И рядом с ним дама в "шибко западно-буржуйском" одеянии с какой стати?

Photosnob  сказал 31 мая 2010, 02:44

Ничего, кроме докторских шапочек и халатов я тут не разглядел :( И еще, премьера "Во имя жизни" состоялась 12 марта 1947 , а 9 марта того же года в Москву приезжал некто Джордж Маршалл , а фото с ним вроде бы из этой серии.

shchipok  сказал 31 мая 2010, 02:52

Приглядитесь повнимательнее к двум фигурам западно-буржуйского вида, которые СЛЕВА от лица в марлевой повязке (в центре плаката, крупным планом). И при чём тут приезд какого-то Дж. Маршалла в 1947 году? «Где имение, а где наводнение?»©

Photosnob  сказал 31 мая 2010, 03:23

Меня здесь смущает лишь одно - слово жизнь, вроде, через Ы написана. Содержание фильма мне неизвестно, кроме только того ,что "Доктор Петров продолжает исследования. В трудные минуты его поддерживает начинающая актриса Лена Погодина. Доктор любит Лену, и уверенно идет к победе..." http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1004/annot/. Джордж Маршалл, для невнимательных, был снят этим же фотографом в этой же серии снимков ( помеченных маем 1947 года). В журналах 1947 года обнаружено три фоторепортажа http://books.google.com/books?hl=ru&q=Thomas+Mcavoy+moscow+1947+life&btnG=%D0%98%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8 ,по заключительному из них,возможно и датирован архив.

shchipok  сказал 31 мая 2010, 03:31

Вот и я про то же толкую - датировка архива делалась ("возможно"!) с точностью "плюс-минус лапоть". «Я тáк думаю»©

Photosnob  сказал 31 мая 2010, 04:26

Вот для сравнения прилепил кадр из фильма http://img-fotki.yandex.ru/get/4302/al-slimy.5/0_44599_5d6289c9_orig Прикид на главной героине не менее буржуйский, в сравнении с потенциальными зрителями, собравшимися у афиши.

shchipok  сказал 31 мая 2010, 04:56

Осталось только отыскать в фильме "Во имя жизни" господина в цилиндре. Как говорят в таких случаях чехи, do toho!

Photosnob  сказал 31 мая 2010, 13:17

Что в вольном переводе означает: "шукай, шукай...головку от цилиндра" ?

shchipok  сказал 31 мая 2010, 13:53

Чешское do toho означает (без "вольных" переводов) всего лишь "Давай! Вперёд!".

kosta  сказал 31 мая 2010, 10:08

Действительно! Вы "глазастей" оказались, ув. Photosnob - на афише фильм "Во имя жизни". (http://film.arjlover.net/info/vo.imja.zhizni.avi.html)

shchipok  сказал 31 мая 2010, 13:26

Сходил по Вашей ссылке, уважаемый kosta (http://film.arjlover.net/info/vo.imja.zhizni.avi.html), посмотрел отрывок из к/ф «Во имя жизни» продолжительностью 9 мин. 30 сек. Увидел там актёра Хохрякова в моднючей до и после войны велюровой шляпе. Вы хотите сказать, что привидевшийся мне господин в цилиндре на киноафише и есть именно он в такой шляпе? Предположим, что моя версия о довоенном к/ф «Доктор Мамлок» советского производства неверна. Что же в таком случае делать с откровенно ЯРКОЙ изнанкой входной двери, которая просто блистает своей вроде бы белизной по сравнению с остальными фасадными пространствами? Мне кажется, что весь первый этаж прикрыт защитными щитами (на каждый оконный пролёт свой «индивидуальный» щит/прикрытие) – ведь защитная окраска (if any) всех стёкол была бы совершенной бессмыслицей с точки зрения их защищённости от взрывной волны. P.S. В просмотренном отрывке из фильма меня умилила сцена, когда актёр Хохряков громко читает вслух (с «выражением»!) самому себе Маяковского.

kosta  сказал 31 мая 2010, 17:43

На указанной страничке приведены ссылки, по которым можно скачать фильм целиком для того, чтобы убедиться, что в фильме никто цилиндры не носит, впрочем, как и на афише. Сущности вопроса по щитовой заделке мест остекления или закраски стекол краской не понимаю! Это может быть и так, и этак - что из этого? (Закраска стекол могла применяться для светомаскировки, а защита щитами отдельных пространств, когда остальные оставались застеклены - ?!)

shchipok  сказал 31 мая 2010, 20:45

Уважаемый kosta, мне нет нужды смотреть целиком к/ф «Во имя жизни», чтобы НЕ УВИДЕТЬ там цилиндра, который видится мне на киноафише фильма, который (по моей версии) есть к/ф «Профессор Мамлок», где очень даже уместны цилиндры на головах у мужчин. А вот то, что на афише не цилиндр, а, скажем, велюровая шляпа на актёре Хохрякове (с ЧЕРЕСЧУР ВЫСОКОЙ для таких шляп тульей) – далеко не факт! Разным людям это видится по-разному – в меру их «зоркости». Теперь несколько подробнее о т.н. защите мест остекления (совершенно неуместном в послевоенном 1947 году): во-первых, уже некоторая «подвижка» есть в том, что Вы признаёте сам факт того, что остеклённые пространства первого этажа как-то (каким-то образом) ЗАЩИЩЕНЫ. Во-вторых, возникает естественный вопрос – а ЗАЧЕМ в якобы послевоенный 1947 год нужно ЗАЩИЩАТЬ стеклянные поверхности и ОТ ЧЕГО? Если война уже два года как кончилась, то зачем нужна СВЕТОМАСКИРОВКА (как вариант/версия)? Да ещё такая (предположительно намалёванная на стеклах), которая исчезнет после первой же взрывной волны вместе с разлетевшимися стеклами, на которых она намалёвана? К слову сказать, после года бомбардировок Москвы (с июля 1941 по примерно июль 1942 гг.) немецкие авианалёты на Москву прекратились, а после битвы на Курской дуге в 1943 г. Москва плевала на светомаскировку как таковую, начиная с первого в войну фейерверка/салюта в честь освобождения Белгорода. По воспоминаниям моей мамы и соседей по коммуналке, после 1943 г. в Москве было возобновлено уличное освещение в ночное время. Поэтому в 1947 году (по Вашей версии) и следов никакой светомаскировки нигде уже не было, тем более на престижном «Ударнике» (даже если она и была там, причём в таком идиотском виде, как «закрашивание» стёкол). Но поскольку первый этаж «Ударника» на этом фото имеет какую-то ЗАЩИТУ (с чем Вы согласны!), то вот моя версия: во-первых, война ещё кончилась и, следовательно, стёкла надо как-то защищать от взрывной волны, поскольку сохраняется вероятность авианалётов; во-вторых, глупо светомаскировать огромные окна «Ударника» замалёвыванием (почему – см. выше); в-третьих, по каким-то соображением в «Ударнике не стали использовать защиту больших стеклянных поверхностей витрин/окон путём возведения рядом с ними деревянных каркасов для укладки на них мешков с песком (как, например, на ул. Горького), а предпочли установить на каждый оконный проём первого этажа отдельный, подогнанный по размерам щит (заслонку/шору/прикрытие), который если и не спасёт укрытое за ним стекло от волны, то в НЕБОЛЬШОЙ (по сравнению с общей площадью остекления) выбитый проём можно легко вставить новое стекло и прикрыть новым щитом (возможно, чуть более прочным на этот раз), т.е. сделать ЗАЩИТУ остекления ДРОБНЫМ/ФРАГМЕНТАРНЫМ. Ведь вышибание ВСЕХ стёкол на первом этаже могло стать катастрофическим для этого аквариумнообразного просторного фойе, застеклённого с двух сторон – со стороны ул. Серафимовича и Болотной набережной. Впрочем, не исключён и ещё один правдоподобный вариант защиты фойе на первом этаже – вместо стёкол первого этажа (или поверх них) были установлены временные деревянные конструкции в виде многостворчатых дверей с филёнками – увеличение числа дверей могло бы значительно ускорить эвакуацию зрителей в чрезвычайных ситуациях. В защиту этой моей версии (о закрытости/защищённости стёкол первого этажа) свидетельствует блещущая изнанкой распахнутая входная дверь (см. комментарий к выделенному фрагменту), чья белизна лишь подчёркивает суровую приглушённость всего остеклённого ранее пространства первого этажа (которое стало потом опять открыто-остеклённым); эту защиту/укрытость немедленно, как я полагаю, убрали, как только появилась возможность не опасаться авианалётов, и уж тем более не стали сохранять ЗАЩИТУ первоэтажного остекления на протяжении двух послевоенных лет. А что касается незащищённости окон служебных помещений второго и третьего этажей, то это может быть объяснено, с моей точки зрения, так: просто не стали «разоряться» на их защиту/укрытие как по причине дороговизны защитных конструкций, так и по причине мелкой дробности остекления на этих этажах – сменять выбитые стёкла там было проще (а то и попросту «затыкать» чем-нибудь при нехватке стекла). Я помню свои первые посещения «Ударника» вскоре после войны с мамой и папой (его по причине скверного здоровья демобилизовали летом 1945 г.), и этот кинотеатр помнится мне с тех пор только остеклённым, только сверкающим - всем своим остеклением на всех этажах, равно как помнится и белоснежными сборчатыми драпри от пола до потолка за этим стёклами, чьи многочисленные складки образовывали волнообразный рисунок. Поэтому я никак не могу поверить, что этот угрюмый первый этаж на фотографии существовал аж два года спустя после войны. Мне послевоенная версия датировки этой фотографии кажется просто клеветой на любимейший кинотеатр моего детства и моей юности : - )))

kosta  сказал 01 июня 2010, 06:26

Отлично Вас понимаю, уважаемый shipok! Тяжело и не привычно видеть любимый с детства (как и мне)кинотеатр в таком неприглядном виде, память - вещь довольно консервативная, и не терпит изменений сложившихся образов без веских на то оснований. Но, как говорится - "Москва не сразу строилась" и, видимо, восстанавливалась. Нисколько не пытаясь Вас переубедить, хочу обратить внимание, что на сайте присутствует фотография кинотеатра, датированная концами 40-х годов (http://www.oldmos.ru/photo/view/6317), где двухуровневое стеклянное оформление 1-го этажа, кажется, имеет уже более приглядный вид, хотя и загорожено (заставлено, зашторено и т.п.) чем-то изнутри. И, в тоже время, стены кинотеатра имеют щербатую поверхность, до той поры еще не отреставрированную.

Photosnob  сказал 03 июня 2010, 01:52

Вообще,почти вся серия снимков данного фотографа довольно чернушная : то человек впрягся в повозку с дровами посреди Садового кольца, то мальчик удирает в развалины в центре Москвы... Лучше посмотрим фильм о бескорыстных людях! Там ближе к финалу героиня показывает товарищу в шляпе телеграмму из Москвы с приглашением играть в столице. Но я - говорит - туда не поеду... http://img-fotki.yandex.ru/get/4206/al-slimy.5/0_447fb_69b0aab_XL

shchipok  сказал 30 мая 2010, 18:47
Комментируемый фрагмент

Тут "изнанка" распахнутой входной двери. Она заметно светлее, чем тёмносерая поверхность огромных окон на первом этаже, которые гораздо тусклее, чем окна на втором. То ли здесь не удалённая после войны защитно-маскировочная окраска стёкол (наличие которой не могло спасти их от разрушения в случае взрывной волны) и почему-то сохранившаяся аж до 1947 г. (по версии архива журнала Life), то ли всё таки война ещё не кончилась, и все стеклянные компоненты огромных окон/витрин по-прежнему защищены (индивидуально") какими-то щитами (или их подобием).

Danushka  сказал 31 мая 2010, 08:55

Добавлена фотография лучшего качества, предоставленная пользователем kosta

loxman сказал 30 мая 2011, 18:39

Отзовитесь сторонники "теории заговора". Обратите внимание на застекление банкетного зала (3-этаж) . Имеем: 5-шести клеточных; 5-восьми клеточных; 9-двадцать одноклеточных блоков.... От центра (два блока в 21 клетку) вроде начинается центрально симметричное расхождение, но с третьего шага идет ошибка: влево восьмиклеточная, а вправо шести клеточная, четвертый шаг правильно обе стороны по 21, пятый шаг опять ошибка, как и третий шаг только зеркально-наоборт. А далее вообще все в бессистемности.. Если это не тайный шифр, в стиле дядюшки Морзе, то это МАСКИРОВКА, читай тоже ШИФРОВКА!!!

Abdullah сказал 30 мая 2011, 20:06

Большое спасибо всем участникам дискуссии - особенно shchipok, kosta и Photosnob - за столь увлекательное, интригующее и в то же время интеллигентное и корректное обсуждение! Обсуждение на высшем уровне - совсем не то, что можно ежедневно наблюдать на сайте в последнее время - болтовню, пустой бессмысленный трёп, отсутствие интеллекта и переход на личности.