Добавил ALYOSCHIN 
18 сентября 2010 г.
Смотрели сегодня 2 раза, за неделю 2 раза,
всего 1944 раза
Это место в разное время
1970
1971
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x181
500x378
800x604

Церковь Вознесения Господня

Здание в целом выполнено в стиле ампир. Основой является монументальный прямоугольный объём (четверик), украшенный боковыми портиками, в которых находятся боковые престолы: иконы Владимирской Божией Матери и иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости». Четверик завершается цилиндрическим световым барабаном с полусферическим золоченым куполом. Со стороны площади примыкает полукруглая апсида. Внутренняя часть церкви обладала прекрасной акустикой. Ныне здание является архитектурной доминантой площади.

Прихожанами церкви были многие представители интеллигенции, дворянства и купечества, жившие рядом. В ней в 1863 году отпевали М. С. Щепкина, в 1928 году — М. Н. Ермолову.

13 ноября 1917 г. в церкви отпевали юнкеров и офицеров, погибших во время октябрьских боев в Москве.

5 апреля 1925 года в храме совершил своё последнее богослужение — хиротонию епископа Сергия Никольского — Патриарх Московский и всея России Тихон.

В 1931 году церковь была закрыта. В 1937 году снесена колокольня XVII века. Хотя здание было оставлено как памятник пушкинской эпохи, многое из убранства церкви было утрачено. До 1987 года в помещении церкви размещались склад тары и лаборатория Научно-исследовательского института им. Кржижановского, планировалось открыть концертный зал. В 1987—1990 годах прошла реставрация храма, после чего он был передан Московской Патриархии.

Богослужения возобновлены 23 сентября 1990 года; в 1999 году, на праздник Вознесения Господня, храм был освящен архиерейским чином.


Тэги: Найдёнов ч.3.1
Мы считаем, что снимок сделан в 1881 году (направление съемки — северо-запад)
18 Комментариев
Danushka  сказал 19 сентября 2010, 23:37

Это дубль http://www.oldmos.ru/photo/view/2609. Да и дата снимка четко указана.

Guaglione  сказал 19 сентября 2010, 23:44

Не дубль. Скорее, вариант - ограды различаются.

Danushka  сказал 19 сентября 2010, 23:47

Да, Вы правы. Это не дубль и не вариант.

Mihalych  сказал 04 декабря 2010, 21:19

И что интересно: это найдёновский снимок, а тот не найдёновский (хотя там указание на альбомы Найдёнова стоит). А тот более поздний.

ALYOSCHIN  сказал 04 декабря 2010, 20:53

Церковь Вознесения Господня за Никитскими воротами (Большое Вознесение). 1827-1848 гг. Деревянный храм на этом месте впервые упоминается в 1619 г., в 1685-89 гг. он был заменен каменным, поставленным на средства царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери будущего императора Петра I. Ныне существующий храм был задуман как полковой собор Преображенского полка, шефом которого был светлейший князь Г.А.Потемкин - Таврический. ... В концу XVII века князь Г.А.Потемкин решил построить новый храм и отдал для него свой двор, находившийся рядом с церковью. ... В 1805 г. начались отделочные работы в трапезной. ... В 1831 г. разобрали старую нарышкинскую церковь, а ее шатровую колокольню оставили. В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А..С.Пушкин и Н.Н.Гончарова - Гончаровы жили на Б. Никитской, в приходе этой церкви. Начало недостроенной галереи оформили как притвор.

Mihalych  сказал 04 декабря 2010, 21:26

"В том же 1831 г. в неоконченной еще церкви венчались А..С.Пушкин и Н.Н.Гончарова", как Вы совершенно верно написали в комментарии к другому снимку, произошло это событие 18 февраля. Следовательно, за полтора месяца 1831 г. успели и старый храм разобрать и новый под, хотя бы временную, крышу подвести. И после таких ударных темпов оставшуюся часть строили аж целых 17 лет. Так?:)

ALYOSCHIN  сказал 04 декабря 2010, 21:32

Что Вас смущает, Вы хотите сказать что чета Пушкин Гончарова не венчались в этом храме?

Mihalych  сказал 04 декабря 2010, 21:45

В том, который на снимке, нет, конечно. Скорее всего, в старом не разобранном тогда ещё храме. Или же в каком-то пределе (возможно западном), сохранившимся от старого храма.

huck  сказал 04 декабря 2010, 22:08

Новая церковь строилась в стороне от существующей еще старой, поэтому такая путаница. На карте 1817 г. можно видеть обе церкви (http://retromap.ru/mapster.php?panes=1&left=081888&right=081817&zoom=17&lat=55.757591&lng=37.595407). Пушкин с Гончаровой венчались в трапезной, а основной объем был достроен позже.

Mihalych  сказал 04 декабря 2010, 22:17

Да, как-то так. Но только - на карте 1817 г.?!

huck  сказал 04 декабря 2010, 22:21

А других столь детальных планов того времени пока не обнаружено :)

Mihalych  сказал 04 декабря 2010, 22:24

Скорее всего это колокольня отдельностоящая показана. Новый храм-то только через 14 лет заложат.

huck  сказал 04 декабря 2010, 22:35

Не, новый храм начали строить еще в 1798 г. На карте левый объект большой, в плане продолговат, с апсидой. А на Хотевском плане ничего похожего уже нет.

ALYOSCHIN  сказал 04 декабря 2010, 22:09

Кому принадлежал первоначальный эскиз основного здания, доподлинно неизвестно: называются имена В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова. Строительство началось в 1798 году с трапезной по проекту М. Ф. Казакова. Трапезная имеет примыкающую галерею и два придела, в которых ныне расположены престолы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Во время пожара 1812 года недостроенное здание выгорело и было завершено в 1816 году. В этой трапезной 18 февраля (2 марта) 1831 состоялось венчание поэта Александра Пушкина с Натальей Гончаровой. К 1831 году старая церковь была разобрана, за исключением колокольни. Строительство центральной части храма началось в 1827 году архитектором Ф. М. Шестаковым (1787—1836). В 1830 году О. И. Бове переработал проект, дополнив его ионическими портиками на северном и южном фасадах, которые усиливают элементы классицизма в здании. Иконостасы выполнены в 1840 году архитектором М. Д. Быковским. Окончательно строительство было закончено только в 1848 году А. Г. Григорьевым.

ALYOSCHIN  сказал 04 декабря 2010, 22:11

Интересно почему они выбрали именно этот храм для венчания, он же был в процессе перестройки

aznazn  сказал 05 декабря 2010, 18:52

Вот интересная версия: "Знаменитая церковь "Большое Вознесение" у Никитских ворот - самая известная московская церковь не только среди других Вознесенских храмов столицы, но и во всем городе. Любимое москвичами "Большое Вознесение" непременно входит во все экскурсионные маршруты, учебники по москвоведению, путеводители, юбилейные издания. Старомосковское название этого величественного храма было дано для отличия от старинной Вознесенской церкви по соседству, на Большой Никитской улице, построенной раньше и имеющей гораздо меньший масштаб. Обе церкви - как две эпохи истории России, как два лица: допетровской и петровской Москвы. Одна была построена, когда Москва была еще русским престольным градом, вторая - в эпоху столичного Петербурга. Храм "Малое Вознесение" построил царь Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного, в память о дне своего венчания на русский престол - оно состоялось в праздник Вознесения Господня в 1584 году. В тот же год и сам храм стал впервые известен в истории. Он был выстроен по царскому повелению как приходской для слободы переселенцев из Новгорода и Великого Устюга, переведенных в Москву еще Иваном Грозным - отчего один из храмовых приделов освящен во имя св. Прокопия Устюжского. А затем Вознесенская церковь на время стала домовым храмом патриарха Филарета, который, вернувшись из плена, вскоре построил себе другое утешение в тех же местах - церковь Феодора Студита у Никитских ворот, дожившую до наших дней (см. нашу публикацию от 24 ноября 2002 г.) Первоначально Вознесенский храм был деревянным, а каменный появился уже в середине XVII столетия и был сильно перестроен во второй половине XVIII века. В нем обрели покой представители многих родовитых русских фамилий - Собакины, Сверчковы, Таракановы. Здесь же был похоронен и сын русского поэта Александра Сумарокова. Разумеется, что старомосковское имя "Малое Вознесение" церковь получила после того, как поблизости был построен грандиозный Вознесенский храм у Никитских ворот. Обычно его возведение связывают с именем матери Петра I, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. Однако известно, что царица построила новую каменную Вознесенскую церковь на месте старой деревянной, основанной здесь точно при первом Романове и впервые упоминавшейся еще в 1619 году. Спустя ровно десять лет, в 1629 году, деревянная церковь сгорела, были попытки восстановить ее, но исполнила это только царица Наталья Кирилловна в 1680-х годах. Двор царицы находился тогда на месте нынешнего Столового переулка, и тот отрезок Большой Никитской назывался потому Царицынской улицей. Напротив своего двора царица и приказала построить на свои средства каменную шатровую церковь во имя Вознесения Господня. Через сто лет, во времена правления Екатерины Великой, рядом с этой церковью расположился двор фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А.Потемкина-Таврического, а неподалеку стоял Преображенский полк, находившийся под его командованием. Потемкин решил перестроить Вознесенский храм и превратить его в собор Преображенского полка. Для работы был тогда приглашен архитектор Василий Баженов, в ту пору возводивший дворец Пашкова на Моховой. Так получилось, что в крайне долголетнем строительстве этого храма приняли участие самые знаменитые русские архитекторы. С самого начала строительство храма сопровождали почти мистические трудности. Сразу же выяснилось, что фундамент нарышкинской церкви был уже непрочен, и надо строить новое здание храма - величественное и просторное. Тогда Потемкин решил действительно возвести новый храм и даже отдал под него собственный двор, но увидеть свое детище ему не удалось - он умер в 1791 году. А через несколько лет скончался и сам Баженов, к тому времени уже отозванный в Петербург. По завещанию Потемкина его душеприказчики продолжили возведение московского храма и спроектировать его поручили Матвею Казакову. Но строительство прервала Отечественная война 1812 года, и в том же году Казаков умер. Только в 1827 году за строительство Вознесенского храма принялся архитектор Ф.Шестаков, предложивший его новый проект, который и был в основном осуществлен. В работах участвовал также Осип Бове, пытавшийся придать новому храму вид наподобие величественного собора Преображенского полка в Петербурге. Только в 1831 году была разобрана старая нарышкинская церковь, и началось возведение исполинского храма в стиле московского классицизма. Оно растянулось опять намного лет, и когда в 1848 году умер архитектор Шестаков, работы заканчивали другие мастера, имевшие опыт в церковном зодчестве. В их числе историки и искусствоведы называют имена Афанасия Григорьева, уже построившего к тому времени Словущенскую церковь на Ваганьковском кладбище, и Евграфа Тюрина, подарившего Москве Елоховский собор и Татьянинскую церковь Московского университета на Моховой. Многострадальное строительство Вознесенского храма, наконец, завершилось в 1848 году. Имя Потемкина осталось не забыто в легендах, окружавших историю церкви "Большое Вознесение". Здесь, по старинному преданию, хранились брачные венцы, в которых Екатерина Великая венчалась с князем Потемкиным, - правда, не в этом храме, но венцы были переданы именно сюда. А вот иконы с этого бракосочетания оказались в домовой церкви Рождества Богородицы при дворце князя Голицына на Волхонке, 14 (см нашу публикацию от 21 сентября 2002 г.) Легенда гласит, что сама императрица Екатерина подарила их хозяевам дома, в котором в 1770-х годах для нее был устроен временный дворец. По мистическому совпадению именно в той церкви на Волхонке сначала намеревался венчаться Пушкин со своей Натали. Вероятно, в домовом храме оплата была меньше, да и внимание большого света к этой свадьбе и "нищему" Пушкину было бы не столь пристальным - ведь даже фрак он одолжил у друга. Однако святитель Филарет, митрополит Московский, настоял, чтобы венчание совершилось в приходе невесты, в храме Вознесения у Никитских ворот. Историки полагают, что в то время венчаться в домовых церквях, как в обыкновенных приходских, людям, не имевшим к ним никакого отношения, просто запрещалось. И 18 февраля 1831 года в притворе недостроенного Вознесенского храма Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, жившей неподалеку на Большой Никитской улице. Венчание, как известно, сопровождали таинственные знамения. Перед свадьбой Пушкин, крайне стесненный в деньгах, не стал шить нового фрака и женился во фраке своего ближайшего друга Павла Нащокина. По некоторым свидетельствам, именно в нем поэт и был похоронен. Во время бракосочетания внезапный сильный порыв ветра, сквозившего из всех щелей здания, задул у жениха венчальную свечу, потом Пушкин уронил крест с аналоя, случайно задев его, и когда молодожены обменивались кольцами, одно из них упало на пол. Пушкин был смертельно бледен - во всем этом он, как и многие другие свидетели происшедшего, видел недоброе предзнаменование. Из храма молодые отправились на Арбат - в первую московскую квартиру Пушкина, где их ждали друзья с иконами и поздравлениями. " http://www.pravoslavie.ru/jurnal/133.htm

ALYOSCHIN  сказал 05 декабря 2010, 19:05

Спасибо за интересную и позновательную информацию

ALYOSCHIN  сказал 25 января 2012, 20:34

07 ноября (25 октября) 1902 года: Сегодня у Большого Вознесения на Никитской будет совершена панихида по случаю годового дня кончины П.И.Чайковского