Добавил arazm 
04 сентября 2010 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 1 раз,
всего 1872 раза
Это место в разное время
1930-1940
1930-1940
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x156
500x324
800x519

Москва. Кремль от Швивой горки



Источник: открытка
Мы считаем, что снимок сделан между 1890-1896 годами (направление съемки — северо-запад)
12 Комментариев
shchipok  сказал 04 сентября 2010, 15:42

Уважаемые модераторы, исправьте опечатку в подрисунке - Швивая должна писáться с заглавной буквы. Кроме того, она называлась не горой, а горкой до тех пор, пока не стала в 1919 г. ул. Володарского.

arazm  сказал 04 сентября 2010, 16:24

Видите ли, подпись буква в букву такая, как ее написал автор открытки) за исключением еров, конечно.

shchipok  сказал 04 сентября 2010, 17:59

Да мало ли какой малограмотной ерунды было написано на старых открытках?! Пройдитесь, любопытства ради, по ВСЕМ фотографиям сайта oldmos - увидите массу случаев, когда посетители сайта выявляли вопиющее невежество составителей надписей/надпечаток на открытках, и когда модераторы принимали решение не копировать бездумно ошибочные тексты в подрисунках.

arazm  сказал 04 сентября 2010, 18:09

Хорошо, я учту) Но просто я филокартист, привык к каталогам открыток, там важно именно буква в букву - вот и написал так;)

shchipok  сказал 05 сентября 2010, 03:46

Коль скоро Вы филокартист, то Вам, наверное, известно, существуют ли открытки со снимками Москвы, сделанные пионером цветной фотографии в Российской империи Прокудиным-Горским? Как-то в прошлом году на этом сайте oldmos среди комментариев возникали предположения, что такие цветные (не раскрашенные!) фотографии Москвы вроде бы существовали – возможно в виде открыток.

shchipok  сказал 05 сентября 2010, 04:04
Комментируемый фрагмент

Уважаемые модераторы, исправьте в подрисунке ошибку в надпечатке на открытке - не "от швивой горы", а "от Швивой горки". Прошу не занудства ради, но токмо точности для.

Konst сказал 07 сентября 2010, 11:33

Нет, господа! Если уж исправлять то только на "от Вшивой горки". Вот комметарий москвоведа Александра Фролова, газета "Вестник Замоскворечья" (http://www.zamos.ru): - Вшивая горка - старинное название северо-западного склона Таганского холма. Уже на плане Москвы 1739 года обозначена "улица на Вшивой горке". Вшивые горки есть во многих областях России. В Подмосковье их можно найти в окрестностях Коломны, Сергиевого Посада, Малаховки. Есть и речка Вшивка и озеро Вшивое. Неужели эти названия связаны с неприятными кровососущими насекомыми, паразитирующими на человеке и животных? В XI-XVII веках словом "вошь" называли мелких насекомых живущих на растениях. Посмотрите в современном толковом словаре слово "тля" - и вы увидите, что это - насекомое, паразитирующее на растениях, растительная вошь. Вшами также могли называть мелких насекомых, живущих на воде. Отсюда названия рек и ручьев. Со временем значение слова "вошь" изменилось. Еще позже люди стали стесняться неблагозвучных названий, появились заменитель "нехороших" слов. Придумали, что на горке жили портные, поэтому она Швивая, ведь портные шьют. Но никто пока не нашел даже следов жизни портных в этом районе. Легенда о портных проявилась как объяснение уже утвердившегося к этому времени и совершенно непонятного названия "Швивая". Желание избавиться от "нехорошего" слова демонстрирует нам попытка объяснить название "Вшивая" тем, что якобы на горке росло растение "ушь" (!), поэтому первоначально горка называлась "Ушивая". В 1881 году, когда слово "вошь" уже имело современное значение, исследователь московской топонимики А. Мартынов заметил, что в Петербурге существовала Вшивая биржа, где мастеровые нанимались на работу. Он предположил, что подобная биржа могла быть и в Москве, у подножия Вшивой горки. Народ вполне мог перенести ее название на всю горку. Сомнительная версия, основанная на умозрительном предположении. Интересно, что вариант "Швивая" Мартынов даже не рассматривает. Еще пример: клирики церкви Воздвижения на Помётном вражке (близ Плющихи, 1-й Тружеников пер., 8) стесняются исторического названия своего храма и самовольно переименовывают его, называют "на Чистом вражке". "Помётный" в данном случае происходит от "помётывать, пометать" - "складчина,… вольный сбор, взнос, скидка (например: "Постави… пометомъ христiанскимъ церковь камену") - см. словарь Даля. Тем самым обедняется московская топонимика и фальсифицируется история Первопрестольной. О московских названиях смотрите в книге "Улицы Москвы. Старые и новые названия. Топонимический словарь-справочник" под редакцией Е. М. Поспелова, М. 2003 г.

seakonst  сказал 07 сентября 2010, 12:42

Этот вопрос уже обсуждался. Конечно, исторически Вшивая, но на момент съёмки городской думой она была переименована в невразумительную Швивую, так что нам деваться некуда. По нашим правилам, мы приводим официальное название на год снимка, даже если нам оно не нравится.

shchipok  сказал 07 сентября 2010, 15:47

Относительно <<<исторически Вшивая>>>: ЦИТАТА - <<<Старое название - Вшивая горка - было дано НАРОДОМ [выделено мною]в XVII-XVIII вв. вместо "Ушивая горка", т.е. покрытая "ущем", колючей травой, тернием.>>> ИСТОЧНИК: П.В. Сытин "Откуда пошли названия улиц Москвы", 1959 г. ВЫВОД: несколько веков подряд горка звалась Ушивой, пока её название не исковеркали "понаехавшие" после Смутного времени: на плане Москвы 1739 г. есть "улица Вшивой горки". Что же касается ОФИЦИАЛЬНОГО названия "Швивая горка" (заменённого в 1919 г. на ул. Волдарского), то есть версия, что это деликатно-стыдливо-умышленное искажение (благозвучности ради!) слова Вшивая в XIX веке есть в свою очередь искажение производного прилагательного от подзабытого нефилологами древнего слова "уш/ущь" (колючая травка), которая давно уже повытоптана и вытеснена другой растительностью к тем временам. Приписывать какую-то особую зашивленность этому району более чем глупо - ведь самым обильным вшами местом была в XVII-XVIII вв. Красная площадь, покрытая толстющим слоем состриженных волос - именно там в те времена было скопление цирюльников. Так что, временное прозвище Ушивой горки ВШИВОЙ было результатом неграмотности ширнармасс вкупе с озорством/зубоскальством "в одном флаконе". ВЫВОД: уж коль речь пошла об ИСТОРИЧНОСТИ топонима, то давайте, господа, следовать правилу сайта oldmos - давать к снимку современный ему ОФИЦИАЛЬНЫЙ топоним, а для желающих повспоминать разные исторические искажения топонимов есть возможность процитировать их в комментариях как курьёзы (a.k.a. исторические анекдоты).

rothast  сказал 31 января 2011, 02:31

Раскрашенный вариант http://www.oldmos.ru/photo/view/6389.

Mihalych  сказал 31 января 2011, 02:55

И тут и там комментарии. Не имеет, наверное, смысл переставлять один из снимков с удалением.

rothast  сказал 31 января 2011, 02:56

Да, надо оставлять, как есть.