Добавил Olgara 
16 июня 2010 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 1 раз,
всего 1682 раза
Это место в разное время
1965
1965
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
134x240
280x500
448x800

Церковь Георгия на Псковской горе

Чрезвычайно нарядный памятник древнего зодчества, который украшает ансамбль памятников Зарядья и всё пространство Варварки. Этот храм относится к 17 веку и упоминается в духовной грамоте великого князя Василия III. Место, где стоит церковь имело и другое название: "у старых тюрем". Поблизости был государев тюремный двор. Интересно, что стены стоят не на фундаментах в настоящем смысле слова, а на системе арок.

Фотограф: КМ
Мы считаем, что снимок сделан между 1990-1995 годами (направление съемки — северо-запад)
24 Комментария
rothast  сказал 17 июня 2010, 01:52

Извините, уважаемая Olgara, но комментарий содержит явную неточность. "Этот храм относится к 17 веку и упоминается в духовной грамоте великого князя Василия III". Но великий князь Василий III правил в XVI веке. Более того, мы не можем знать, о чем упоминалось в его духовной грамоте, ибо оный документ, увы, не сохранился. Вероятно, Вы имели в виду что-то иное?

Olgara  сказал 17 июня 2010, 02:25

Да, уважаемый Rothast, так как я писала на память, нечаянно забыла сообщить, что церковь, изображенная на фото была построена на фундаменте старого храма Покрова Богородицы. И, именно, он упоминался в древних документах 16 века. А что упоминание было в "духовной грамоте великого Василия III" ОШИБОЧНО утверждает источник "Кирилл и Мефодий". Спасибо за исправление.

Olgara  сказал 17 июня 2010, 10:41

Но в интернете я нашла утверждения, что первая церковь упомянута в духовной грамоте Василия III, не знаю как уж им удалось с ней ознакомиться :)

Danushka  сказал 17 июня 2010, 12:14

Духовные грамоты тех времен до сих пор храняться в РГАДА (ф. 135), в т.ч. и духовные грамоты Василия III. Кроме того многие документы того времени (писцовые книги и т.п.) были напечатаны в конце 19-го века и хранятся в РГБ И РНИБ, более того они оцифрованы и доступны для скачивания - http://old.rsl.ru/table.jsp?f=1016&t=3&v0=%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8&x=16&y=8&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=b3&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=4&debug=false

rothast  сказал 17 июня 2010, 14:25

Спасибо, уважаемая Danushka, за интересную ссылку. Действительно, духовные грамоты великих князей, начиная с Ивана Калиты, хранятся в РГАДА и, действительно, они были неоднократно опубликованы, но к сожалению среди них нет духовной Василия III. Сохранилась только приписка к его духовной грамоте, касающаяся основания Новодевичьего монастыря. См. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DG/vas3.htm Что же касается упоминания об этой церкви, то, возможно, о нем известно из какого-либо иного источника, ссылающегося на духовную грамоту. Достоверность подобных ссылок всегда требует проверки.

rothast  сказал 17 июня 2010, 15:17

У Паламарчука говорится об упоминании в духовной грамоте великого князя Василия Васильевича. И действительно, в третьем варианте его духовной, датируемой 1461-1462 годом, читаем: "А сына своего Бориса благословляю в Москве столом княжим Ивановым можайского, да в городе на посаде дворы около святого Егорья, каменые церкви, Марьиньские Федоровы". Но о предшественнице этой ли церкви идет речь?

Olgara  сказал 17 июня 2010, 15:34

Может "Егорье" есть измененное "на Горе"?)

Danushka  сказал 17 июня 2010, 15:41

"Святой Егорий"="Георгий Победоносец"

Danushka  сказал 17 июня 2010, 15:39

Нет, не о ней - "Георгия (Пушкинская ул., б. Б. Дмитровка). Впервые упоминается в 1462 г. в духовной Василия II: "...да в городе на посаде дворы около святого Егорья каменные церкви" (СП и Д, I, 203). Упоминается при пожаре 1493 г. (ПСРЛ, VI, 240; VIII, 226) и в грамоте вел. кн. Ивана III на сельцо Сущевское (СГГ и Д, I, 349). Впоследствии при церкви существовал монастырь, который впервые упоминается под 1523 г. в духовной грамоте кн. федора Борисовича Волоцкого (СГГ и Д, I, 418, 419)" (http://www.russiancity.ru/books/b38.htm "Москва и ее ближайшие окрестности в XV и начале XVI века").

Danushka  сказал 17 июня 2010, 15:27

Вот что нашла в одной из дореволюционных книг - "Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Находится на Варварке, угол Кривого переулка. Иначе называется по приделу "Великомученика Георгия, что на Псковской горе". Главная Покровская церковь построена в 1626 году. После французского разорения 1812 года храм был обновлен на средства купца Петра Федоровича Соловьева в 1818 году, причем заново выстроены, вместо прежних, нынешняя колокольня. трапезная и Георгиевский придел. В 1839 году в трапезной устроен придел Петра Митрополита вдовою купца М.Н. Соловьевой. В XVII веке прилегающая часть Варварки называлась по этой церкви Большой Покровской улицею. Псковская гора, как и Псковский переулок, получила свое название вследствие того, что при Василии III (1505-1533) здесь были поселены выходцы из Пскова, присоединившегося к Москве в 1510 году".

rothast  сказал 17 июня 2010, 15:40

У А.Ф. Малиновского в "Обозрении Москвы": "Святого Георгия Победоносца на Красной горке, прежде называемой Псковскою горою; близ Варварских ворот, при въезде в оные на левой стороне; придельная, а настоящая церковь во имя Покрова богородицы. Вместо сгоревшей в 1626 году деревянной чрез два года построена каменная, невысокая, простой тогдашнего времени архитектуры о пяти круглых главах, с готическими по карнизу украшениями, под кровлею полуциркульные впадины с написанными на них разными иконами. Колокольня новейшего строения с пилястрами ионмческого ордена. Неподалеку от сей церкви в прежние времена была главная тюрьма и примыкалась к городской стене". Что смущает: предшествующая церковь была деревянной, а в духовной великого князя Василия Васильевича речь идет о каменной церкви. Кроме того, именование Георгиевской - по приделу, а основной престол освящен в честь Покрова Богородицы. Была ли и предшествующая церковь Георгиевской?

Danushka  сказал 17 июня 2010, 15:44

Я уже ответила выше, что в духовной грамоте упоминается другая церковь "Георгия (Пушкинская ул., б. Б. Дмитровка)".

rothast  сказал 17 июня 2010, 15:59

Да, Вы правы. То сообщение появилось, пока я писал свое.

Danushka  сказал 17 июня 2010, 16:06

Да, мы в параллеле писали часть сообщений, изучая и цитируя разные источники. Спасибо за приведенные цитаты с указанием источников.

rothast  сказал 17 июня 2010, 16:32

И Вам спасибо. К моему сожалению, я всегда имел дело с печатными источниками и не очень осведомлен об электронных ресурсах.

Danushka  сказал 17 июня 2010, 16:41

Электронных ресурсов с оцифрованными дореволюционными книгами сейчас достаточно много стало. Первым появился books.google.com с оцифрованными книгами из Гарвардской и других библиотек. РГБ в последнее время много оцифровала, но часть книг появляется в свободном доступе, а потом быстро закрывается. Свои электронные библиотеки есть у РНИБ (С. Петербург), Президентской библиотеки (С. Петербург) и еще у нескольких библиотек. Я уже не говорю об областных библиотеках (у них как правило дореволюционная краеведческая литература и Памятные книги). Единственно, качественно оцифрованные книги достаточно большие по объему файлы.

rothast  сказал 17 июня 2010, 16:58

Я пытаюсь отслеживать и копировать то, что интересно. Но интересно слишком многое.

rothast  сказал 17 июня 2010, 16:27

На карте 1579 года храм на месте этого уже есть. См. http://www.retromap.ru/mapster.php?panes=1&left=0020090&right=101597&zoom=16&lat=55.755339&lng=37.626049

rothast  сказал 17 июня 2010, 18:09

Извините, кажется ссылка не работает. Вторая попытка: http://www.retromap.ru/mapster.php?panes=1&left=0020090&right=101597&zoom=16&lat=55.755351&lng=37.626199

Danushka  сказал 17 июня 2010, 23:16

Да, храм есть. Жаль, что не понятно какой он - каменный или деревянный. А вот интересно, на Псковщине своя неповторимая архитектура храмов, перенесли ли выходцы ее в Москву в то время

rothast  сказал 17 июня 2010, 23:37

"Фирменными знаками" псковской архитектуры обычно считаются такие декоративные элементы, как бегунок и поребрик, которые использовались как по отдельности, так и в сочетаниях друг с другом. По ним, прежде всего, и определяется псковское происхождение строительных артелей (к примеру, артели, строившей церковь Ризположения в Кремле). Здесь, вроде бы, ничего подобного нет. Когда строилась эта церковь, со времени присоединения Пскова прошло уже более ста лет. За эти сто лет произошло столько бурных событий, что едва ли в приходе еще жил кто-то из потомков переселенных псковичей.

Danushka  сказал 17 июня 2010, 23:47

В своем ответе я в большей степени имела ввиду предыдущую деревянную церковь (если она действительно была во времена Василия III). Пока не удается о ней больше найти информации, кроме той, которая упоминается в приведенной Вами цитате из Малиновского.

rothast  сказал 17 июня 2010, 17:14

Нынешний каменный храм Георгия на Псковской горе построен в 1658 году на месте каменного же храма, возведенного, по приведенной выше информации, в 1626-1628 годах. Он принадлежит к типу маленьких посадских пятиглавых церквей. К тому же типу относится, к примеру, церковь Успения в Гончарах очень похожая на обсуждаемый храм. Подобные церкви, увенчанные ложным пятиглавием, появляются, насколько мне известно, при патриархе Никоне и отражают новый канон православного храма, провозглашенный этим патриархом.

Danushka  сказал 17 июня 2010, 23:20

Раньше на сайте РГБ была доступна книга "Указатель Московских церквей" 1915 года издания. В ней очень интересной перечисление церквей - хронологическое с разбивкой по периодам при каком патриархе какая церковь была воздвигнута.