Добавил Sontucio 
21 декабря 2009 г.
Смотрели сегодня 1 раз, за неделю 1 раз,
всего 2776 раз
Это место в разное время
1893-1900
1893-1900
раньше                позже
Линки на фотографию
URL (эл. почта): 
сайты, блоги: 
Выбрав нужный вариант, скопируйте и вставьте HTML-код, приведенный выше. Код меняется в зависимости от вашего выбора.

 
240x230
500x479
800x767

Храм преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле

При выступлении войск из казарм в летние лагеря обычно устраивалась летняя походная или, как её называли, палаточная шатровая церковь. Нужда в постоянной армейской церкви на Ходынке всеми ощущалась.
В марте 1888 года почётный гражданин города Н. П. Каверин пожертвовал значительную сумму на постройку в летних лагерях деревянной церкви во имя преподобного Сергия. Он пожелал посвятить свой дар памяти приезда в Москву императора Александра III в 1883 году и состоявшегося 28 мая в присутствии императора смотра войск.
В 1891 году по инициативе командующего МВО генерал-адъютанта А. С. Костанда создали комиссию для сбора пожертвований на постройку нового храма. По его же указанию для храма отвели место в 50 квадратных сажен (около 1 гектара) напротив середины лагеря.
24 июля 1892 года состоялась торжественная закладка, ознаменованная митрополичьим служением.
Деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней построили менее чем за год по проекту коллежского советника архитектора И. П. Херодинова, сметная стоимость – 60 000 рублей. При храме – деревянный дом священника и сторожка. Украшенный резьбою шестиглавый храм в стиле древнерусской архитектуры освятили 23 мая 1893 года. Купол и пять глав покрыли железом и увенчали вызолоченными крестами. Крайне эффектная колокольня опиралась на массу колонн. В верхней части колокольни с трёх сторон помещены башенные часы, а ниже помещались колокола: первый – в 63 пуда 2 фунта; второй – в 31 пуд 22 фунта, третий – в 15 пудов 11 фунтов, четвёртый – в 8 пудов 12 фунтов, остальные четыре – общим весом 7 пудов 13,5 фунтов.
Вместимость храма – более 1000 человек, его площадь составляла 67 кв. саженей, высота от пола до карниза – около 16 аршин, и купола от карниза – 9 аршин, а галереи – более 8 аршин.
Как писал в книге «Седая старина Москвы» И. К. Кондратьев, «по оригинальности и изяществу исполнения работ особое внимание останавливает на себе купол, он утверждён на храмовых стенах и представляет собой многорядный восьмиугольник, постепенно сужающийся вверху до фонаря большой главы.
В галерею ведут три входа: главный – под звонницей с западной и два других – с северной и южной сторон, а из галереи – также три входа с прекрасными по работе полированными сосновыми дверями в русском стиле».
В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них – святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, а другой – чудотворца Николая – был посвящён спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время его путешествия по Японии 29 апреля 1891 года, когда наследника ударил по голове саблей религиозный фанатик самурай Сандзо Цуда, но всё как-то обошлось благополучно. Его «чудесному спасению» были посвящены несколько храмов в разных частях России.
Иконостас в храме – 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлёвского собора. 94 иконы выполнены живописцем Ф. Е. Кудряшёвым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора – икона Владимирской богоматери, и Святого Георгия Победоносца, а с южной – икона Казанской Богоматери.
Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем – собор святых Апостолов, в четвёртом – ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золочёным крестом. Перед алтарём на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, ограждённая железной бронзированной решёткой. По сторонам солеи – два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери скоропослушницы и целителя Пантелеймона (дар афонской Пантелеймоновской часовни в Москве). На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма – древняя икона преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры. На левом клиросе – икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене – икона Иверской Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя: икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов. Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещённые в приделах святого Николая – икона преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, и икона святого Александра Невского, шитая бисером и шелками, работы графини А.А.Орловой-Чесменской. В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и Преподобного Сергия художественной работы. В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г. Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях – бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.
Сразу же после Октябрьской революции большевики предпринимают попытку приспособить храм для клубной работы.
Уже в 1918 году храм был опечатан, и богослужения в нём были прекращены.
Целиком сооружённый на пожертвования граждан, храм представлял собой грандиозное сооружение. Его величественные очертания можно было наблюдать и из окон Петровского дворца.
Храм святого Сергия Радонежского был разрушен в 1920-е годы и это, без сомнения, самая большая архитектурная утрата на Ходынке. Впрочем, неизвестно, смог бы он дожить до наших дней или нет – уже во время первого налёта немцев на Москву в ночь на 22 июля 1941 года практически все деревянные постройки вдоль Хорошёвского шоссе были сожжены.

Источник: http://tushinec.ru/index.php
Мы считаем, что снимок сделан в 1893 году (направление съемки — северо-запад)
1 Комментарий
Chik сказал 04 мая 2013, 21:38

Интересно как. Похоже каменный фундамент от храма и по сей день сохранился. Это в Березовой роще, вдоль ул.Куусинена, слева от собачей площадки. В бетонном заборе, отгораживающем рощу от Ходынки, есть железная калитка, сейчас она кажется закрыта-заварена. Так вот за ней в зарослях кустарника и деревьев явно просматривается солидный фундамент чего-то. Возможно это как раз и есть это место?..